28.04.2020
Если спросить русского человека, что он знает о водке, то ответ, скорее всего, будет незамедлительным «Все!».
На самом деле, столкнувшись с поиском информации, оказалось, что этот продукт, равно как и само происхождение слова, готовит немало сюрпризов.
Значение слова «водка» и история возникновения продукта
Само название «водка» в классическом для современного человека понимания появилось в средине 19 века. До этого крепкий алкогольный напиток с наших широт называли вином с разными вариациями — зелен-вино, горячее вино, русское вино. При этом слава о данном продукте уходит корнями примерно в 16 век. Как раз в это время «водкой» называли всевозможные настойки трав и других ингредиентов на спиртовом растворе, используемые только в медицине и в лекарственных целях. В польском языке слово «водка» означало небольшой водоем, дословно, «маленькая вода», что созвучно со старославянским языком схожего звучания и значения. В 17 веке многие иностранцы начали употреблять это слово в контексте «крепкий алкогольный напиток», называя его «русская водка» вместо «русского вина». В официальных документах это слово впервые появилось в 1684 году, где Петр Первый приказал взимать пошлину с ввозимой водки «ефимками». Но и в обиходе, и в официальной документации под водкой подразумевали настойки на спирту, закрашенную жидкость, а к прозрачной и бесцветной продолжали применять слово «вино». Дистилляция как процесс, вследствие которого получается и водка, применялся алхимиками еще в первом веке нашей эры, а распространение ржаного напитка высокой крепости началось в 14 веке на территории Руси. И, что примечательно, первые винокурни, начавшие производство данного продукта, размещались на территории монастырей. Как видно из сказанного выше, роль «великого придумщика водки» Менделеева сильно преувеличена. Этот миф зародился в следствие работы великого химика над диссертацией, тема которой звучала как трактат о соединении спирта с водой. Великий ученый не устанавливал стандарт в 40 градусов крепости, за него это сделали никому не известные чиновники, которые округлили привычные 38 градусов крепости напитка, предшествующего классической водке, таким образом стандартизировав и упростив срез качества для данного продукта. Такое изменение крепости делалось также из тех соображений, чтобы можно было получать привычные «полугаровые» 38 градусов, если производители или посредники разбавляли свой спиртной товар. «Полугар» - это тот самый предшественник, крепость которого измеряли поджиганием материи, смоченной в свежевыгнанном продукте. Если крепость соответствовала норме, то материал выгорал ровно на половину, полусгорел, полугар.
Водка в наши дни
Производство этилового спирта длительное время оставалось прерогативой государства, монополия на него с переменным успехом то возвращалась к чиновникам, то ускользала в частный бизнес. Уже с середины 19 века у данной продукции было довольно широкое применение — медицина, пищевая промышленность, машиностроение и т. д. По достоинству оценили и высокий спрос у разных слоев населения на этот напиток, а также освоили каналы экспорта в другие страны. Но во время Первой мировой войны на территории Российской империи был введен запрет на продажу и употребление спиртосодержащих продуктов, и он был продлен в первые годы после революции. В 30-е годы советская власть вплотную подошла к проблеме стандартизации продукции, поэтому было принято решение чистую смесь спирта и воды именовать «водка», а всю подобную продукцию разделить на две категории — водка и водка особая, в которой допускалось содержание красящих или ароматических элементов, в то же время, не заглушающих привычный вкус и запах напитка. Те же продукты, которые ранее именовались водкой, стали называться водочным изделием, в том числе и всевозможные настойки на травах, ягодах и фруктах. Длительное время оставаясь одним из самых популярных продуктов на рынке алкогольных напитков, известная далеко за пределами нашей страны, водка продолжает вызывать споры как в среде производителей, так и между целыми странами. Известные и малоизвестные торговые марки, кустарные производители и домашние умельцы имеют свой собственный рецепт данного напитка, тщательно скрываемой и хранимой коммерческой тайной остаются пропорции, время брожения, температура и другие факторы, влияющие на вкус и запах. Но одно остается неизменным — стандарты ГОСТа, которые должны соблюдать все производители, предлагающие продукцию на российский рынок или на рынки стран-участниц Таможенного союза.
ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия"
В том разнообразии алкогольных напитков, которые нам предлагают производители и торговые сети, очень сложно найти то, что придется по душе на долгие годы. Нет, у некоторых есть свои любимые марки и их продукция, и, оставаясь консерваторами, они покупают из года в год только один вид водки. Другие, наоборот, всегда стараются попробовать что-то новое, дегустируют новые вкусы, выбирают новых производителей, экспериментируют с разными торговыми марками. Третьи, приходя в магазин, берут первую, попавшуюся в глаза, не задумываясь над вкусовыми и другими качествами. Всех их объединяет одно — они доверяют торговым точкам и производителям, предлагающим свою продукцию. Иногда в новостной ленте всплывает новость о том, что кто-то отравился фальсификатом, купив некачественную продукцию. Для того, чтобы избежать недоброкачественной продукции на рынке, был разработан ГОСТ, которому должна соответствовать любая водка, представленная на полках магазинов и торговых сетей. Согласно этому документу, который был введен на территории многих стран-участниц Таможенного союза, а в РФ — в 2014 году, этот напиток разделяют так же, как и в первом стандарте СССР — водка и водка особая. Согласно данному документу, эти два вида исследуются по следующим параметрам:
- органолептическим, где указаны характеристики внешнего вида, а именно, что жидкость должна быть прозрачная, без осадка или посторонних примесей, не иметь постороннего, кроме присущего данному продукту, запаха, иметь мягкий вкус. Что характерно, разработчики стандартов сделали скидку для производителей, которые разнообразили собственную продукцию и допускают в бутылке примеси сусального золота или серебра, специальные колосья с зернами, или другие декоративные предметы, не противоречащие данному ГОСТу;
- физико-химическим, а именно указывают диапазон крепости водки, в зависимости от сорта продукции, он колеблется от 37.5 до 56.0;
- содержание вредных химических веществ или токсических элементов не должно превышать допустимую норму, указанную в ГОСТе;
- в производство допускается только сырье и материалы, имеющие собственные характеристики, соответствующие аналогичным ГОСТам по каждому продукту;
- требования к упаковке и маркировке продукции указываются в отдельных ГОСТах, принятых на территории каждой из стран, использующих данный нормативный акт;
- водка, как многие другие товары, используемые широкими массами населения, должна проходить анализ качества, о чем указано в данном документе с полной процедурой забора проб на анализ, а также с четким регламентом проведения исследований и перечнем характеристик, по которым будет установлено соответствие ГОСТу.
Водка — это тот напиток, срок годности на который не устанавливается, но маркировка и информация о продукте должна быть на каждой бутылке, в каждой партии и у каждого добросовестного продавца алкогольной продукции.
Декларация соответствия и добровольная сертификация водки
Для данного алкогольного напитка, как и для многих других продуктов, сертификат соответствия не является обязательным документом, для подтверждения качества достаточно лишь декларации соответствия. Для того, чтобы получить данный документ, нужно руководствоваться тремя Техническими регламентами Таможенного союза.
Первый из ТР ТС - ТР ТС 029/2012 Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств.
Этот документ регламентирует безопасность для потребителя целого ряда продуктов питания, напитков и вспомогательных элементов. Основной задачей данного регламента является недопуск на рынок тех веществ, которые могут нанести непоправимый ущерб жизни и здоровью человека. Водка — напиток специфический, содержащий вещества, которые, при их плохом качестве, могут привести к серьезным заболеваниям и даже летальному исходу, поэтому соблюдение норм, указанных в этом ТР является обязательным для всех производителей и этой продукции в том числе.
Второй - ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции, в котором подробно указаны нормы и характеристики для ряда пищевых продуктов, в том числе и водки.
Как целостный продукт, этот алкогольный напиток должен быть высококачественным и не содержать токсичных и вредных веществ, соответствовать нормам безопасности и быть пригодным к употреблению в готовом виде.
Третий - ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция в части ее маркировки.
Именно он регламентирует правильную маркировку этой продукции, приемлемую для всех стран-участниц Таможенного союза. В обязательную маркировку должны входить:
- наименование;
- состав;
- объем;
- дату производства;
- информацию о производителе с обязательным указанием фактического места производства и юридического адреса;
- условия хранения;
- ограничения для употребления, в том числе относительно возраста, предупреждение об использовании продукта не по назначению или другую информацию подобного характера;
- пищевая ценность продукта;
- содержание или отсутствие ГМО и другую информацию, способную рассказать потребителю о продукте.
Данные технические регламенты приняты и одобрены на территории всех стран, являющихся участницами Таможенного союза, в том числе и на территории Российской Федерации. Учитывая специфику данной продукции и то, насколько популярным товаром она является многие века, а также то, что этот рынок является высококонкурентным, стоит задуматься о том, чтобы пройти добровольную сертификацию продукции. Помимо того, что это даст ряд преимуществ производителю, этот шаг позволит повысить доверие у потребителей, ведь станет своеобразным знаком качества и надежности и самой компании, и производимых ею товаров. Добровольная сертификация позволит укрепить свои конкурентные позиции, докажет отменное качество продукции, позволит наладить длительные и надежные партнерские отношения с поставщиками и торговыми сетями на международном рынке, повысит устойчивость на рынке и снизит риск фальсификации сертифицированной продукции недобросовестными конкурентами. Наша компания готова предложить свои услуги для прохождения процедуры добровольной сертификации для всех компаний, которые занимаются выпуском алкогольной продукции. Не имеет значения, сколько лет на рынке представлена компания, новые условия бизнеса требуют повышения надежности как для крупных холдингов, так и для мелких предпринимателей. Следуя нашим рекомендациям и пользуясь нашим профессионализмом, каждый из наших клиентов сможет быстро и качественно как задекларировать свою продукцию, так и сертифицировать ее. Каждый должен заниматься именно тем, в чем является профессионалом, производители алкоголя — делать отличный продукт, наша команда — сделать все возможное, чтобы на рынке были представлены только качественные товары.
Заказывал сертификацию продукции по госту водки, мне всё сделали вовремя быстро и профессионально. Сотрудники этой компании замечательные
Реально многие травятся! У нас в Мордовии несколько человек со свадьбы - насмерть. Был случай. Покупали бы хозяева торжества водку с сертификатом, не было бы жертв.
Рекомендую!
Почитал ГОСТы, послал на проверку свой спирт и он оказался лучше ГОСТа, по метилу, например, в 50 раз! После этого я взял на собственный анализ 4 разных водки, которые делаются "по ГОСТУ". И ужаснулся. Пить спирт, перегнанный из водки невозможно - он ТЕХНИЧЕСКИЙ. Так что ГОСТ не особо спасает, очеивдно.
Для дезинфекции необходимо использовать спирт, разведенный до 70 градусов. Водка не достаточно растворяет жировые оболочки бактерий и не инактивирует вирусы.
Буду дальше искать сертификацию дезинфицирующих средств на этом сайте.
RSS лента комментариев этой записи