04.11.2019
Инструменты оценки и анализа качества процессов
Казалось бы, система стандартизация, принятая во всем мире за основную, помогает улучшить качество продукции и призвана усовершенствовать все процессы, начиная от самого процесса производства и заканчивая процессами управления. Но сложности с ее внедрением на предприятии связаны с непониманием самого процесса и стоит разобраться в этом подробнее.
Итак, что регламентирует система ИСО 9001 2015:
- стабильность потокового производства;
- улучшение качества удовлетворения потребительского спроса;
- учет рисков производства;
- планирование и проверка результата деятельности компании.
То, что компания в своей деятельности регламентируется данным ГОСТом не предполагает ее ограничение в применении менеджмента качества. ГОСТ Р 9001 2015 рассматривает весь цикл, который состоит из нескольких основных процессов — планирование-дело-проверка результата-воплощение в производстве. Кратко данная формула имеет аббревиатуру PDCA. Данная формула позволяет правильно распределять ресурсы, необходимые для обеспечения качественного производства, управлять ими с наибольшей эффективностью, выявлять слабые и сильные стороны данного процесса и оперативно его менять, учитывая эти показатели.
Основные принципы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя продукции;
- безусловное лидерство руководителя компании;
- вовлечение работников предприятия в процесс работы через инструменты поощрения материального и нематериального, личной заинтересованности в положительном результате работы компании;
- процессный подход к каждому этапу деятельности;
- систематизация процесса управления, где четко указаны цели предприятия и инструменты достижения поставленных целей;
- ориентация не только на прогнозирование, но и постоянный учет фактического состояния дел и учет их в управлении процессом;
- налаживание прочных и выгодных отношений со всеми участниками цепочки производства, в том числе и с внешними факторами, как например, поставщики.
Процессы системы менеджмента качества делятся на следующие группы:
- основные процессы компании, которые определяются требованием потребителя. Первоочередная задача компании — удовлетворить требования клиента максимально быстро и качественно, такая первичная цель помогает выстроить процесс таким образом, чтобы в конечном результате выдать удовлетворительный результат на потребительский рынок. И не имеет значения, будет это материальная продукция или рынок услуг;
- вспомогательные процессы ориентированы на внутреннего потребителя компании, т. е. призваны удовлетворить запросы и потребности внутри организации. Они работают с теми ресурсами, которые поступают из-вне и перерабатывают их для собственных нужд. Классическим примером подобных процессов является отдел кадров или служба управления персоналом, системное администрирование внутренних систем и другие подобные службы;
- управленческие процессы, перед которыми поставлена задача анализа и контроля данных, например планирование доходов-расходов, аналитические отделы предприятия, внутренний аудит компании и другие.
Количество процессов индивидуально для каждой компании, главное, о чем стоит помнить, что они должны быть не просто придуманы, а четко описаны с указанием целого ряда показателей и отличительных характеристик.
Так, СМК должны содержать:
- цель, соответствующую миссии и цели предприятия, ее формулировка должна быть краткой и емкой;
- владелец процесса, который наделен соответствующими полномочиями внутри компании и может обеспечить бесперебойное функционирование процесса, отталкиваясь от данных самого процесса(показатели самые разные, начиная от температуры и заканчивая финансовыми показателями), желательно чтобы данные шли от ККТ(критические контрольные точки);
- параметры входа, которыми являются сырье, материалы или информационные потоки, перерабатываемые в процессе;
- параметры выхода, показывающие результат переработки входных ресурсов – показатели качества процесса;
- ресурсы предприятия, которые включают не только материальную базу предприятия, но и его персонал, используемый для осуществления деятельности;
- контроль качества, осуществляемый посредством визуального наблюдения за процессом, промежуточных проверок и тестов, а также установленые правила оперативного исправления возникших ошибок в процессе работы;
- оценка эффективности процесса должна проводиться по контрольным показателям, которые также указываются в системе управления.
Инструменты анализа качества, являющиеся важным элементом оценки качества процесса, представляют собой различные графики измеряемых показателей качества (например, влажность, ударная вязкость, относительное удлинение и так далее) ко времени. методы оптимизации и улучшения качества результата деятельности. Мониторинг данных о процессе поможет предприятию оперативно отреагировать на изменения и применить действия по улучшению или устранению возникших изменений стандарта.
Основными инструментами данного мониторинга являются:
- внутренний и внешний аудит;
- анализ соответствия данных о планируемым действиям и полученным результатам.
Посредством данных действий можно выявить основные проблемы производственного процесса, отреагировать на измененный факторы, будь то влияние внешней среды или проблемы внутри компании с ресурсами, управленческими процессами или качеством выпускаемой продукции/услуг. После проведенного анализа можно выполнить корректировку с учетом данных факторов и внести изменения в процессы. Также, посредством мониторинга и анализа данных можно определить результативность процессов и, собственно, результативность самой системы управления предприятия. С помощью методики анализа бизнес-процессов можно провести комплексное аналитическое исследование деятельности предприятия и его эффективность.
Пользуются при этом двумя группами показателей — качественными и количественными.
Здесь уместны и субъективные оценки, и визуальные, и соответствие заявленным процессам. Эти показатели относятся к качественным показателям и рычаги их оценки сгруппированы доскональной аналитике по разным показателям, в том числе SWOT-анализ, анализ показателей, эффективности, рисков, ресурсов, и другим. Количественный показатель учитывает показатели за определенный период, согласно установленным контрольным точкам оценки и подразумевает аналитические данные по эффективности продукта, его показателей, объемов, заполненность рынка, удовлетворенность потребителя и другие факторы. Такой мониторинг позволит не только оценить правильность выбранной стратегии работы, но и оперативно воздействовать на изменение показателей в сторону ухудшения, пересмотреть слабые процессы, усилить их или изменить их качество. Вообще, основываясь на стандарте, регламентируемом в данном ГОСТе, можно сказать о том, что метод СМК — это сбалансированная система показателей, которые условно подразделяют на несколько групп согласно их направлению. Так, например, можно выделить экономическую группу, которая в том числе учитывает и риски, и финансовые показатели эффективности, затраты и получение прибыли. Второй группой можно оценить показатели рынка и целевой группы, тщательно продумав над потребителями продукции, оценив конкурентную среду и спрос на данном рынке, его загруженность аналогичной продукцией. К третье группе условно относятся те бизнес-процессы, которые приняты на предприятии. Здесь уже факторами влияния становятся и структура компании, и стиль управления, и взаимодействие с внешней средой, и налаженные связи с поставщиками, и другие важные элементы бизнеса. Четвертая группа полностью учитывает внутреннюю инфраструктуру и сотрудников. Влияние профессионализма работников, их соответствие квалификации, заинтересованность в работе и процветании предприятия, удовлетворенность и мотивированность напрямую влияют на полученный в результате работы продукт. К тому же, если инфраструктура предприятия не соответствует выбранной стратегии и не может удовлетворить поставленные цели, то этот фактор может повлиять на общий результат деятельности компании.
Проверка своего предприятия на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 2015 может показаться сложным и ненужным, но на самом деле это — новые данные для анализа процессов компании, показатель того, что у предприятия есть желание не просто усовершенствовать собственную деятельность, но и занять лидирующие позиции на рынке.
Компания, выбирающая современный путь развития, не может не стандартизировать собственную деятельность, сделав максимально прозрачной как собственную структуру, так и все процессы производства. Такой шаг свидетельствует о долгосрочных целях компании, ее инвестиционной привлекательности, высоким стандартам собственной продукции, не важно, материальна ли она или представлена на рынке услуг. Кроме того, выбранная стратегия стандартизации на основе сбора и анализа данных и соответственно принятие управленческих решений поможет усовершенствовать собственную эффективность компании, улучшить ее экономичные показатели, оптимизировать производство и управление согласно новым требованиям ПОТРЕБИТЕЛЯ продукции или услуг.
Такой подход поможет оценить собственные ресурсы, конкурентную среду, оптимизировать инфраструктуру предприятия и улучшить другие факторы.
Наша компания "Сертификат Декларация" готова предложить поддержку таким компаниям в оформлении документов и юридическую поддержку для тех, кто решился на стандартизацию системы управления компании
RSS лента комментариев этой записи