26.06.2019
Источник: ФСА
Об этом руководитель Росаккредитации рассказал на Форуме по техническому регулированию «Система технического регулирования в ЕАЭС: цифровые вызовы и глобальные возможности», который состоялся в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей. В этом году форум был посвящен вопросам использования инструментов стандартизации и технического регулирования в реализации программ цифровизации в России и за рубежом. В выступлении Алексей Херсонцев сообщил о ключевых новеллах в законодательстве в сфере аккредитации и рассказал о ходе цифровой трансформации национальной системы аккредитации.
По словам главы национального органа по аккредитации, изменения в законодательстве, принятые в 2018 г., во многом содержат ответы на вызовы, которые стоят перед системой технического регулирования, в первую очередь, способствуют обеспечению доверия к результатам оценки соответствия. С этой точки зрения важны те изменения, которые происходят в контрольной деятельности Федеральной службы по аккредитации, у которой появились новые инструменты работы. «Переход к полноценному применению риск-ориентированного подхода выправляет ситуацию с «множественностью» аккредитованных лиц, недобросовестным поведением участников рынка», - отметил руководитель Росаккредитации.
В Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» появилась норма, согласно которой в случае, если провести выездную проверку оказалось невозможным в связи с отсутствием аккредитованного лица, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица аккредитованного лица, либо в связи с фактическим неосуществлением аккредитованным лицом деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) аккредитованного лица, повлекшими невозможность проведения указанной проверки, составляется акт о невозможности проведения выездной проверки. По результатам рассмотрения указанного акта национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении проведения проверки и приостанавливает действие аккредитации аккредитованного лица во всей области аккредитации. По этому основанию во второй половине 2018 г. Службой было принято 9 решений о приостановлении аккредитации.
Алексей Херсонцев сообщил, что Минэкономразвития России утверждены изменения в критерии аккредитации, которыми ограничивается работа экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов) в нескольких органах по сертификации. «Это серьезным образом поднимет ценность профессии эксперта по сертификации, заставит задуматься о репутационных рисках при выдаче сертификатов без проведения испытаний», - отметил глава ведомства. И подчеркнул, что Решением Совета ЕЭК от 05.12.2018 № 100 принята аналогичная норма. Данным документом также установлено, что одним из условий включения органов по сертификации в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС является отсутствие в штате лиц, допустивших нарушения, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, а также случаев массовой или систематической необоснованной выдачи документов по оценке соответствия. «Данная норма вступит в силу не позднее 1 июля и, по нашим оценкам, придаст дополнительный стимул для стабилизации обстановки на рынке оценки соответствия», - сказал Алексей Херсонцев, отметив, что в 2019 г. сохранится тенденция по уменьшению количества новых аккредитаций органов по сертификации в обязательной сфере, которая наблюдалась в 2017 и 2018 годах.
Вторую часть выступления руководитель Службы посвятил возможностям цифровой экосистемы национальной системы аккредитации с точки зрения вызовов, стоящих перед экономикой страны. «Сертификация и декларирование – это не просто процесс подтверждения соответствия, сегодня это создание новой информационной ценности относительно товарных потоков, производителей, мест расположения производств и номенклатуры продукции. В пяти странах ЕАЭС сформированы реестры деклараций и реестры сертификатов, которые являются справочником всех предприятий мира, поставляющих продукцию на нашу территорию. Очевидно, что в условиях цифровой экономики ценность этой информации будет возрастать», - подчеркнул Алексей Херсонцев. По его словам, решение о формировании в стране единых реестров сертификатов и деклараций было правильным, теперь важно научиться вовлекать эти данные в экономический оборот, использовать в государственном управлении.
Руководитель Службы сообщил, что для повышения прозрачности на рынке оценки соответствия процесс интеграции ФГИС Росаккредитации с информационными системами других ведомств продолжится. Уже сегодня налажено эффективное взаимодействие с ФТС России. На очереди интеграция с системами прослеживаемости и контроля Россельхознадзора, его сотрудникам планируется предоставить возможность через личные кабинеты вносить в реестры предписания об отмене деклараций в случае выявления нарушений продукции. Прорабатывается возможность связать реестры деклараций и сертификатов с реестрами иных органов, осуществляющих государственный контроль за обращением продукции на рынке.
RSS лента комментариев этой записи